Анкер для гитары своими руками

Анкер для гитары своими руками

Анкер для гитары своими руками Анкер для гитары своими руками

Эта статья будет посвящена грифу гитары. Что же это за элемент и насколько его параметры могут влиять на выбор электрогитары?

 

Содержание \ навигация:

 

1) Материал грифа;

2) Анкерный стержень грифа;

3) Радиус профиля грифа;

4) Радиус накладки грифа.

 

 

Материал грифа.

 

Первое и самое важное – это материал грифа, т.е. дерево, из которого гриф изготавливается.

 

Есть некоторые негласные «правила» при выборе либо грифа, либо материала для него. Так, например, стоит выбирать качественное дерево, хорошие куски, т.к. хорошая древесина есть залог полноценного, уверенного звучания. Стоит обращать на рисунок древесины. Дерево росло, развивалось, текстура рисунка может поведать опытному человеку даже такие нюансы, как оно сушилось, как его срубили, сколько лет самому дереву… Всё это поможет сделать правильный выбор.

 

Также следует помнить, что абсолютно одинаковых заготовок для грифа не бывает в принципе. Даже если взять две доски с одного ствола, они будут отличаться акустическими свойствами, рисунком, плотностью, цветом, весом и т.д.

 

Чаще всего гитарные и бас-гитарные грифы изготавливают из клёна (Maple). Почему именно этот материал? Это обусловлено самими свойствами клёна. Он достаточно твёрд и прочен, в то же время его акустические свойства обеспечивают весьма ровное, чёткое звучание и хороший сустейн (длительность затухания ноты).

 

 

Обычно используют пять видов клёна для грифа:

 

восточный твердый клен для грифа

 

Это восточный твёрдый клён (Hard Maple или Hard-rock Maple), он же клён сахарный (лат. Acer saccharum). Древесина плотная, достаточно тяжёлая и твёрдая. Звучание яркое, чёткое, с хорошо выраженным сустейном.

 

 

западный клен для грифа гитары

 

А это западный клён (Western Hard Maple) или Acer macrophyllum на латыни. Дерево из районов Вашингтона. Имеет схожий цвет и текстуру с восточным клёном, немного более лёгкий. Твёрдый и в то же время не такой хрупкий, каким мог бы быть. Звук хорошо выраженный, с яркой атакой.

 

 

клен волнистый для изготовления грифа гитары

 

Волнистый клён (или пламенный – Flame Maple) получил такое название благодаря характерному рисунку в виде волнистых линий или языков пламени. Ещё его иногда называют тигристым из-за схожести с рисунком тигра.

 

 

мозайчатый клен для грифа гитары

 

Мозаичатый клён (он же Quilted Maple) считает более редким, чем предыдущие разновидности. Название получил благодаря волнообразному, мозаичному рисунку, он также может быть большим и широким.

 

 

клен птичий глаз для грифа гитары

 

И, наконец, клён «Птичий глаз». Весьма редкое сочетание, встречается только в породах восточного клёна. Такое название получено из-за своеобразных лунок (или «зрачков»). Очень красивая и необычная текстура.

 

 

 

Что касается звучания этих пород, то слишком большой разницы между ними нет. Это клён, а значит, характер звука яркий, хорошо выраженный, с чёткой атакой и устойчивым сустейном.

 

Нельзя сказать, что какая-то порода клёна лучше, а какая-то хуже, оно просто немного разнятся в стоимости, однако это не делает значительного преимущества в звучании. Однако разбирать в типах древесины стоит.

 

Так, например, западный и восточный клёны, из которых чаще всего изготавливаются грифы гитар Фендер Телекастер или Стратокастер. Это дерево должно обладать достаточно ровными и тонкими линиями, идущими вдоль по грифу. Нежелательно наличие сучков, однако если один или два всё же имеются, большой беды в этом нет. Важно обратить внимание на однородность цвета и текстуры. Хорошо, если гриф покрыт прозрачным лаком, тогда можно рассмотреть эти нюансы лучше. Цвет дерева должен быть однородным, светлым, ровным по всему грифу. Если же оно выглядит зернистым или цвет с перепадами к светло-коричневому, это значит, что дерево плохо просушили и с таким грифом в дальнейшем возможно проблемы.

 

Далее рассмотрим мозаичатый и волнистый клёны. На самом деле они отличаются чисто эстетически, ведь эти разновидности произрастают на одном дереве, только на его разных участках, что и обуславливает их внешнее различие. Гриф из волнистого клёна должен иметь ровные, совпадающие полоски, мозаичатый гриф также должен обладать ровным рисунком. Иногда могут попадаться гибридные кусочки дерева – это те части, которые появляются на месте стыков мозаичатой и волнистой частей клёна. Обладают необычным рисунком, что может очень цениться любителями эстетства, что же касается акустических характеристик, то тут всё на уровне обычного волнистого либо мозаичатого клёна.

 

Клён «Птичий глаз» на первый взгляд может смущать покупателей. Ведь известно каждому, что различные глазки и отверстия в дереве – это признаки болезни либо порчи древесными жуками. Стоит обращать внимание на них, эти ямки не должны уходить глубоко в древесину. В целом получается очень интересный, необычный рисунок, однако стоит помнить, что гриф из этого дерева не такой крепкий, как из других сортов клёна.

 

 

Как альтернатива клёну, иногда при изготовлении грифов используют красное дерево (Mahogany).

красное дерево для грифа

 

Африканское красное дерево (African Mahogany либо Khaya Ivorensis). Этот материал достаточно тяжелый, интересная игра цветов, выглядит очень хорошо лакокрасочным под покрытием.

 

 

 

 

 

Гондурасское же красное дерево (Honduras Mahogany, оно же Swietenia Macrophylla)  можно считать эталонным деревом для грифов. Это пример стабильности в дереве, обладает интересной цветовой палитрой, более насыщенная гамма, опять же, шикарный вид под покрытием. Его цвет более коричневый, чем у африканского махогони (а он ближе к красному оттенку).

Гандурасское красное дерево – это редкость ввиду того, что его ресурсами распоряжались необдуманно. Недооценивая его музыкальные свойства, то дерево чаще шло для изготовления облицовки, паркета и т.д., нежели для производства музыкальных инструментов. Это привело к тому, что встретить цельный гриф или корпус из гондурасского махогони почти невозможно, в основном это склеенные из нескольких кусков конструкции.

Качественное красное дерево обоих пород должно обладать насыщенным цветом и ровным рисунком. Сучки могут быть больше, чем у крёна, в целом сама текстура махогони более рельефная, следует также помнить, что это дерево мягче, в нём больше влаги.

Звучание красного дерева можно охарактеризовать как очень мягкое, тёплое, певучее. 

Текстура дерева делает гриф очень приятным в игре, к нему быстро привыкаешь. Однако клёновый гриф немного более стабилен и лучше держит фурнитуру.

 

 

Есть ещё одно дерево, которое может использоваться для изготовления грифов. Это Палисандр (Rosewood) или же на латыни Dalbergia Baroni.

 

дерево палисандр для грифа гитары

 

Звучание палисандра более теплое в сравнении с кленовым, высокие частоты немного приглушены ввиду большей смолистости древесины. Более «серединистое» дерево в сравнении с махогони. Отличный сустейн.

 

 

 

Конечно, стоит помнить, что изготовить гриф из цельного куска палисандра – это очень дорого, поэтому чаще всего это практикуется в мастерских при изготовлении гитар на заказ. Звук и впечатления от дерева очень приятные. Для массовых гитар, конечно, такое подход неоправдан, поэтому чаще всего гриф изготавливают из клёна и добавляют палисандровую накладку сверху для улучшения звуковых характеристик грифа.

 

 

На фото кленовый гриф плюс палисандровая накладка:

 

гриф с полисандровой накладкой

 

Особняком стоит отметить графитовые грифы.

Как известно, это очень жёсткий и прочный материал, хотя и достаточно хрупкий (однако при правильном переплетении волокон этот недостаток исчезает). Поэтому гриф из графита либо углеволокна не ведёт, не крутит, он не реагирует на погоду, с ним можно хоть в огонь, хоть в воду.

Фирмы, занимающиеся графитовыми грифами и частями гитар, под заказ могут сделать любой гриф и даже всю гитару целиком. Всё упирается в стоимость, а это удовольствие не из дешёвых. Относительно доступная цена у конторы Moses Graphite, Status Graphite на порядок дороже, но их изделия более качественные.

Фирма Modulus изготавливает бас-гитары с графитовыми грифами, на таком, например, играет легендарный Фли (Flea). 

На фото Фли и его Modulus с графитовым грифом:

Фли с басом где гриф из графита

Шикарные басы с графитовым грифом делает контора Zon.

бас зон с графитовым грифом

Ввиду крутых технических характеристик графитовые грифы приобретают популярность, однако что делать любителям классических деревянных грифов, для которых тёплое звучание дерева никогда не заменит бездушный пластик? Выход тут тоже есть. Некоторые фирмы (к примеру, Carvin) наладили выпуск графитовых направляющих анкера для вставки в деревянный гриф, что значительно улучшает прочностные характеристики грифа не в ущерб звучанию.

 

 

Анкерный стержень грифа.

Следующий момент, на который нужно обратить внимание – это анкерный стержень.

 

Анкер нужен для регулировки прогиба грифа, а также для предотвращения деформации грифа от нагрузки, вызванной натяжением струн. Анкер располагается внутри грифа, с одного конца находится регулировочная гайка или винт. Анкер может быть одинарным, двойным, располагаться в коробе (в.т.ч. графитовом, как было сказать выше).

 

Традиционный гриф Фендер Стратокастер в разрезе (с регулировочной гайкой около головы грифа).

гриф фендера стратокастера

 

 

Основное назначение анкерного стержня – препятствовать изгибу грифа, который возникает из-за натяжения струн.

 

Проверить зазор между струнами и ладами можно простым способом – одной рукой зажать струну на первом ладу, другой рукой – на 16-18 ладу. Далее нужно проверить зазор между 6 и 7 ладом и струной. Для электрогитары он должен составлять примерно 0,2-0,3 мм, для баса – 0,3-0,4 мм. Это можно сделать на глаз, т.е. зазор должен быть минимальным, но не отсутствовать вовсе.

зазор гриф и струнырасстояние струн от грифазазор промежутка струн и грифа

 

 

Регулировка и настройка анкера.

в какую сторону крутить анкер грифа

 

 

 

Для регулировки зазора нужно крутить анкерную гайку. Если зазор больше необходимого – гайку затягиваем (крутим по часовой стрелке). Если меньше – наоборот, ослабляем (крутим против часовой стрелки).

 

 

 

 

 

Регулировку анкера производят ключом-шестигранником на 5 или 6 мм, в случае американских инструментов – дюймовыми ключами с размерами 1/8” или 3/16”. Ключ необходимо вставлять до конца, чтобы не сорвать резьбу на гайке. Если гайка уже не вращается, а прогиб всё ещё большой, можно гайки выкрутить, подложить несколько дополнительных шайб и закрутить её обратно.

 

Вы должны знать, что анкерные стержни могут быть одинарными и двойными.

У каждого есть свои преимущества и недостатки.

Одинарный анкер обладает малым весом, никак не влияет на звучание нот, лёгок и прост в регулировке и производстве, однако ему требуется довольно частая настройка из-за сезонных смен влажности воздуха, также возможно коробление накладки грифа (чаще всего это происходит на дешёвых гитарах при несоблюдении технологии сушки и обработки дерева).

Двойной анкер этого недостатка лишён, также он более стабилен, т.е. не нуждается в частых подстройках, также ввиду бОльшего веса такой гриф обладает лучшим сустейном. Однако такой анкер дороже в производстве, его труднее настраивать. Опять же, вес грифа больше.

Также существует вариация на тему классического анкера, в которой имеется возможность регулировки грифа с обеих сторон.

 

 

Радиус профиля грифа.

 

Ещё один важный момент касается геометрии грифа, а именно – радиуса профиля грифа.

Если посмотреть на гриф «в разрезе», то можно увидеть, что он имеет форму полукруга со сглаженными краями. Это и называется профилем грифа. Профиль грифа напрямую влияет на удобство и скорость игры на гитаре. При выборе профиля грифа лучше всего руководствоваться собственными ощущениями, если вам удобно играть, рука не испытывает дискомфорта и вы чувствуете, что пассажи даются легко и просто – значит этот профиль подходит именно вам.

 

Стоит помнить общие рекомендации по выбору профиля грифа:

 

- ощущения удобства игры должны быть одинаковы как на первых ладах, так и на последних, т.е. перемены быть не должно;

 

- насколько гриф «наполняет» вашу руку? Если гриф слишком мал, рука быстро устанет. Если велик, то вы не сможете обхватить весь гриф, что приведёт к неудобству в игре.

 

 

Распространены следующие типы профилей:

 

стандартный профиль грифа радиус профиля боат

срв радиус профиляпрофиль типа клептон

визард профиль грифавольфганг тип профиля грифа

59 раундбек тип профиля грифа

 

 

Радиус накладки грифа.

 

Наверняка вы иногда замечали, что на одной гитаре вам быстрые пассажи даются легче, бенды тянутся лучше, вы играете чище, чем на другой. Это напрямую связано с радиусом накладки.

 

что такое радиус накладки грифа

 

 

Радиус накладки – это игровая поверхность грифа гитары. Назначение этого изгиба – придание комфорта и удобства при игре. Этот изгиб может меняться от практически плоского до круглого, а иногда (в некоторых классических гитарах) даже до слегка вогнутого.

 

 

 

В основном значение радиуса может варьироваться от 7,25” до 16”. 

 

пример сложного радиуса накладки грифа

 

Вот пример грифа со сложным радиусом накладки. Переход к большему радиусу вообще не ощущается, однако ваши пальцы работают в более естественных положениях, подтяжки струн делать легче и удобнее. Однако в производстве такие профили сложнее, что препятствует широкому распространению такого типа накладок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица стандартных радиусов накладок грифов различных производителей гитар:

 

примеры какие бывают радиусы накладок грифов

В целом мы упомянули важные моменты касательно гитарного (и басового) грифа. Стоит обращать внимание на дерево, из которого изготовлен гриф, качество его просушки и обработки, знать и уметь пользоваться анкером для достижения оптимальной геометрии грифа, разбирать в профилях грифов и типах накладок. Теперь вы всё это знаете. Удачи!

 

X
Анкер для гитары своими руками Анкер для гитары своими руками Анкер для гитары своими руками Анкер для гитары своими руками Анкер для гитары своими руками Анкер для гитары своими руками Анкер для гитары своими руками Анкер для гитары своими руками