Вырезы и прически к ним

Вырезы и прически к ним
Вырезы и прически к ним

  Гаришина Т.Р.

Содержание

 

Аннотация. 3


Тема 1. Теоретические основы формирования делового имиджа. 4

Вопросы для самопроверки: 8

Литература по теме: 8

Практические задания: 9


Тема 2. Психологические основы формирования делового имиджа. 10

Вопросы для самопроверки: 14

Литература по теме: 15

Практические задания: 15


Тема 3. Технологические основы формирования делового имиджа. 16

Вопросы для самопроверки: 19

Литература по теме: 20

Практические задания. 20


Тема 4. Создание визуального имиджа делового человека. 22

Вопросы для самопроверки: 32

Литература по теме: 33

Практические задания: 33


Глоссарий. 36


Литература. 37

 

 

Дисциплина «Деловой имидж» посвящена изучению базовых понятий имиджелогии, позволяет сформировать у студентов систему теоретических представлений об индивидуальном имидже, а также подготовить их к созданию и использованию имиджа в деловых коммуникациях.

Обучение предполагает наличие у студентов глубоких и прочных знаний о социально-психологических механизмах целенаправленного воздействия на чувства и эмоции людей в процессе коммуникации, закономерностях восприятия, формировании социальных установок. В связи с этим изучение дисциплины является продолжением освоения общих гуманитарных дисциплин «Психология и педагогика», «Социология». Изучение курса логически связано с такими дисциплинами, как «Основы менеджмента», «Основы делового общения», «Паблик рилейшнз», «Маркетинг».

 

Цель и задачи дисциплины.

Целью изучения дисциплины «Деловой имидж» является подготовка специалиста, обладающего навыками создания индивидуального делового имиджа. Теоретическое освоение курса предполагает овладение профессиональной терминологией, усвоение принципов и правил самоимиджирования. Практическое освоение курса предполагает приобретение навыков самоимиджирования и самопрезентации.

 

Задачи изучения дисциплины:

·     раскрытие сущности и содержания основных понятий имиджелогии;

·     рассмотрение основных типов имиджа, принципов и правил создания индивидуального делового имиджа;

·     приобретение навыков самоимиджирования;

·     развитие навыков самопрезентации.

 

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

иметь представление:

·     об основных подходах к проблеме имиджа в современной науке;

·     о принципах и правилах самоимиджирования;

·     об основных закономерностях восприятия имиджа аудиторией, которые необходимо учитывать при создании имиджа и управлении им;

 

знать:

·     определения понятия « имидж»;

·     основные функции имиджа;

·     классификации типов имиджа;

·     составляющие индивидуального имиджа;

·     социально-психологические механизмы формирования имиджа;

·     стратегии формирования индивидуального имиджа;

·     типы делового и светского дресс-кода;

 

уметь:

·     анализировать имидж окружающих людей;

·     учитывать социальные аспекты восприятия делового имиджа;

·     создавать визуальный образ в соответствии с индивидуальными особенностями внешности и требованиями делового этикета;

·     формировать впечатление о себе с помощью вербальных и невербальных средств общения;

 

приобрести навыки:

·     выявления имиджевых характеристик;

·     самоимиджирования;

·     самопрезентации.

 

 

Вопросы для изучения:

1.  Понятие имиджа в современной науке.

2.  Функции имиджа.

3.  Составляющие индивидуального имиджа.

4.  Типы имиджа.

 

Изучив данную тему, студент должен:

знать:

·     особенности имиджа как феномена;

·     какие задачи в деловом общении может решать эффективный индивидуальный имидж;

·     составляющие имиджа;

·     типы имиджа;

 

уметь:

·     выявлять имиджевые характеристики.

 

Основные понятия:

·     имиджелогия;

·     индивидуальный имидж;

·     свойства имиджа;

·     составляющие имиджа;

·     функции имиджа;

·     типы индивидуального имиджа:

o  самоимидж, воспринимаемый имидж, требуемый имидж (Э. Сэмпсон);

o  габитарный, вербальный, кинетический, овеществленный, средовой (А.Ю. Панасюк).

 

Теоретический материал

 

Понятие имидж ввел в деловой и научный оборот, обосновал его полезность для делового преуспевания американский экономист К. Болдуинг в 60-х гг. XX в.

Благодаря работам российского ученого В.М. Шепеля в 90-е гг. ХХ в. началось развитие имиджелогии как самостоятельной научно-прикладной области знания[1].

Имиджелогия (от лат. imago – «образ» и logos – «учение», «наука») – наука, изучающая проблемы формирования и функционирования имиджа.

Носителем имиджа может быть человек, группа людей, организация, народ, страна, а также отдельные сферы жизнедеятельности государства: власть, экономика, политика и т.п. В рамках данного интернет-курса мы рассмотрим основы формирования индивидуального имиджа делового человека.

Под индивидуальным имиджем обычно понимают образ, возникший в результате восприятия внешних и внутренних характеристик человека. Лишь отдельные специалисты, которые в своей практической деятельности занимаются созданием привлекательной внешности клиента, употребляют термин «имидж», подразумевая под ним прическу и стиль одежды.

Имидж (по В.М. Шепелю) – индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания[2].

На наш взгляд, можно дать следующее определение.

Индивидуальный имидж (от англ. image, от лат. imago – «образ») – целенаправленно или стихийно формируемый у общественности, устойчивый, индивидуальный, эмоционально окрашенный образ человека.

Имидж обозначает, выделяет личность среди других, демонстрирует ее отличительные качества, подчеркивает достоинства. Эту функцию имиджа специалисты называют номинативной.

Имидж призван сделать привлекательным объект восприятия. В этом проявляется его эстетическая функция.

Образ объекта помогает установить эффективные контакты с конкретной аудиторией, поэтому в определенной мере отвечает потребностям и представлениям этой аудитории. Данную функцию имиджа называют адресной[3].

В.М. Шепель выделяет следующие функции целенаправленно формируемого индивидуального имиджа[4].

Ценностные функции:

1.  Личностно возвышающая. С помощью эффективного имиджа вокруг личности создается ореол привлекательности, она становится социально востребованной, раскованной в проявлении своих лучших качеств.

2.  Комфортизация межличностных отношений. Обаяние людей объективно привносит в общение больше симпатии и доброжелательности, терпимости и такта.

3.  Психотерапевтическая. Личность, благодаря осознанию своей незаурядности и повышению коммуникабельности приобретает устойчивое мажорное настроение и уверенность в себе.

 

Технологические функции:

1.  Межличностная адаптация. Благодаря правильно избранному имиджу можно быстро войти в конкретную социальную среду, привлечь к себе внимание, установить доброжелательные отношения.

2.  Высвечивание лучших личностно-деловых качеств. Благоприятный имидж дает возможность представить наиболее привлекательные качества человека, позволяя соприкасающимся с ним людям познавать именно эти черты, вызывающие симпатию или доброе расположение.

3.  Затенение негативных личностных характеристик. Посредством макияжа, гармонично подобранных одежды, аксессуаров, прически и т.д. можно отвлечь людей от тех недостатков, которыми обладает человек.

4.  Организация внимания. Привлекательный имидж невольно притягивает к себе людей, а потому их психологически легче расположить к тому, что говорит или демонстрирует человек.

5.  Преодоление возрастных рубежей. Удачный выбор моделей поведения и исполнение различных социальных ролей позволяет комфортно себя чувствовать в общении с людьми разного социального и профессионального статуса, независимо от собственного возраста.

 

Если речь идет об индивидуальном имидже, то его составляющими являются все воспринимаемые проявления человека: внешность, поведение, речь, события, характеризующие его.

По словарному запасу, красоте и логичности речи, ее стилистической сложности, использованию профессиональных терминов и др. создается впечатление об уровне образованности и общей культуре человека, его профессиональной принадлежности, социальном статусе.

То, как говорит человек – четко или невнятно, громко или тихо, выразительно или монотонно, – производит определенное впечатление на аудиторию. Такие ритмико-интонационные стороны речи, как высота голоса, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения, относятся к просодике (от греч. prosōdia – «припев», «ударение»).

Телесные проявления человека во время речи – жесты, мимика, походка, поза, контакт глазами – это кинесика (от греч. kinetikos – «двигательный»). Можно сознательно использовать отдельные жесты, работать над осанкой и походкой для оказания благоприятного впечатления на аудиторию.

Совокупность всех данных внешности – телосложение, рост, цвет волос, цвет кожи, состояние здоровья, прическа, одежда, макияж, аксессуары и т.д. – называется габитус (от лат. habitus – «внешность»). Именно особенности внешнего вида создают основу для формирования впечатления при первой встрече. К примеру, существуют устойчивые представления, что люди, обладающие квадратным подбородком, – волевые; имеющие высокий лоб – интеллектуалы. Так, костюм в деловой среде служит своеобразным кодом, по которому судят о солидности и надежности бизнесмена.

Поведение человека, связанное с тактильной системой восприятия, – рукопожатия, поцелуи, похлопывания, объятия и т.п., – такесика (от греч. «прикоснуться»). Часто особенности рукопожатия раскрывают характер человека и его отношение к своему собеседнику.

Пространственные условия общения, взаиморасположение собеседников – это проксемика (от греч. proksimos – «близкий»). Цари, короли не случайно всегда располагались выше своих придворных.

Запахи косметики и тела – это ольфакторные (от лат. olfactorius – «обонятельный») знаки, которые также формируют впечатление о человеке.

Особенности почерка – размер букв, наклон, вычурность – могут связываться в представлении людей с определенными личностными особенностями воспринимаемого человека.

Личные вещи носителя имиджа – такие мелкие предметы, как ручка, ежедневник, мобильный телефон (его мелодия), и такие крупные, как машина, – могут раскрывать эстетический вкус, социальный статус человека и др.

Личное или рабочее пространство – дом, квартира (выбор места расположения, размер помещения, внутреннее обустройство), собственный кабинет или рабочий стол характеризуют интересы его обладателя, его отношение к делу, профессии и др.

Хобби (увлечения) достаточно ярко высвечивают интересы и ценности личности.

Творчество – картины, книги, статьи, коллекции одежды и т.п. раскрывают индивидуальность человека.

Репутация (от лат. reputation – «обдумывание», «размышление») – общественная оценка, сложившееся общее мнение о достоинствах или недостатках кого-либо. Например, положительные отзывы клиентов, руководителей, размещенные в портфолио, могут влиять на деловой имидж человека.

Поведение или поступки, совершенные носителем имиджа, чаще всего непосредственно на глазах воспринимающей аудитории, дают основу для суждений о мотивах и ценностях человека.

О носителе имиджа могут судить по его окружению (секретарь, начальник, супруг и друзья). Часто характеристики социального окружения человека приписывают ему самому.

Также знаковой информацией, формирующей имидж делового человека, может быть сайт или личная страница в Интернете.

Исходя из различных оснований, ученые предлагают следующие классификации индивидуального имиджа.

Английская исследовательница Э. Сэмпсон, говоря о личностном имидже, в зависимости от сочетания внешних и внутренних факторов выделяет три типа: самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Эта типология отражает взгляд на имидж с разных позиций: со стороны своего «я» и со стороны других людей, со стороны реалий и со стороны желаний.

1)       Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения, доверия к себе.

2)       Воспринимаемый имидж – это то, как нас видят другие. Естественно, что эта точка зрения может отличаться от собственной. Мы часто не знаем, как к нам относятся на самом деле, как в наше отсутствие о нас отзываются.

3)       Требуемый имидж. Ряд профессий требует определенных имиджевых характеристик. В некоторых случаях этому способствует тип одежды. Военная форма, судебная мантия, царская корона – все это имиджевые знаки, указывающие на исполнителей конкретных ролей.

 

С точки зрения того, какие средства создают образ, А.Ю. Панасюк выделяет следующие типы индивидуального имиджа: габитарный, вербальный (от лат. verbalis – «словесный»), кинетический, овеществленный, средовой.

·     Под габитарным имиджем А.Ю. Панасюк понимает внешний образ человека.

·     В понятие вербальный имидж включает как арсенал собственно языковых средств (лексика, модели построения предложений и т.д.), так и околоречевые средства (интонация, паузы, темп, ритм, громкость).

·     Кинетический имидж – это образ человека, формирующийся на основе восприятия его взгляда, мимики, жестов, типичных движений.

·     Овеществленный имидж – это раскрытие личности в продуктах ее профессиональной и творческой деятельности, предметах, вещах, которые он создал.

·     Средовой имидж создает представление о человеке по искусственной среде его обитания: кабинету, жилищу, автомобилю и т.д.

 

1.  Кого считают родоначальником имиджелогии?

2.  Каковы особенности имиджа как явления?

3.  Какие задачи решает имидж в процессе деловых коммуникаций?

4.  Из каких элементов складывается индивидуальный имидж?

5.  Какие классификации имиджа вы знаете?

 

 

Основная литература:

1.  Панфилова А.П. Имидж делового человека. – Спб.: ИВЭСЭП, Знание, 2008. – 490 с.

 

Дополнительная литература:

1.  Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – Минск: Новое знание, 2002. – 328 с.

2.  Болдуинг К. Имидж. – М., 1994.

3.  Браун Л. Имидж – путь к успеху. – СПб.: Питер, 2001. – 192 c.

4.  Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика.– М.: Ось-89, 2002. – 512 с.

5.  Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли по жестам. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 272 с.

6.  Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. – М.: Народное образование, 2002. – С. 5–44, 79–87.

 

Интернет-ресурсы:

 

 

 

Задание 1.

Анализ имиджа знаменитости.

Ваша задача – кратко проанализировать имидж какого-либо известного бизнесмена, артиста, спортсмена или политика (по вашему выбору), заполнив таблицу. В левом столбце дайте 8–10 характеристик образа. В правом столбце укажите, какими средствами каждая характеристика формируется у воспринимающей аудитории.

Ниже приведен пример анализа имиджа Евгения Чичваркина.

 

Основные черты имиджа

Средства формирования впечатления

Личностные характеристики

Лидер

Уверенная речь и манера держаться на публике, яркий внешний вид.

Неординарный

Афористичные и эмоциональные высказывания. Цитата: «Покупатель должен быть облизан и обобран».

Сайт «Наш товарищ Чи» (в образе Чегевары).

Книга М. Котина «Чичваркин Е…гений».

Склонный к эпатажу

Нарушение делового дресс-кода: яркая спортивная одежда или одежда в стиле casual.

Использование нецензурной лексики.

Замешан в скандале о похищении А. Власкина.

Креативный

Агрессивная и гибкая стратегия ведения бизнеса.

Нестандартные высказывания.

Письма к подчиненным как форма управления коллективом.

Предприимчивый

Быстро принимает решения.

Вывел компанию «Евросеть» в лидеры.

Основные черты имиджа

Средства формирования впечатления

Характеристики внешности

Мужественный

Хорошая физическая форма.

Спортивный

Яркий

Яркие цвета, пестрые сочетания цветов в одежде.

Открытый

Демократичный внешний вид.

 

Задание 2.

Заполните схему:

 

 

 

Вопросы для изучения:

1.  Имидж как феномен восприятия.

2.  Социальные аспекты восприятия имиджа.

3.  «Я-концепция» делового человека как психологическая основа имиджа.

 

Изучив данную тему, студент должен:

знать:

·     социально-психологические механизмы формирования имиджа;

·     «ошибки восприятия», влияющие на формирование имиджа;

·     сущность и роль «я-концепции» в создании персонального делового имиджа;

 

уметь:

·     учитывать социальные аспекты восприятия делового имиджа;

·     моделировать «Я-концепцию», психологическую основу имиджа;

 

развивать навыки:

·     самопознания;

·     самоимиджирования.

 

Основные понятия:

·     аттракция;

·     фасцинация;

·     социальный стереотип;

·     эффект первичности;

·     эффект ореола (гала-эффект);

·     эффект новизны;

·     эффект социального контекста;

·     эффект бумеранга;

·     эффект повторения;

·     «Я-концепция»;

·     «Я идеальное»;

·     «Я реальное».

 

Теоретический материал

 

Основная задача создания индивидуального имиджа – сформировать психологическое притяжение аудитории имиджа к его носителю.

Формирование впечатления основывается на механизмах аттракции и фасцинации.

Аттракция (от англ. attraction – «привлечение, притяжение») – проявление симпатии к человеку и желание с ним общаться.

Для возникновения симпатии к человеку имеют значение его социальные и личностные характеристики, ситуация общения, сходства и различия участников коммуникации.

Так, внешне привлекательные люди (опрятно одетые, с доброжелательной улыбкой и т.п.) быстрее располагают к себе.

Важную роль играет пространственная близость: чем чаще люди находятся рядом друг с другом, тем вероятнее их взаимная привлекательность.

Если вы в чем-то схожи с аудиторией, то шансы произвести позитивное впечатление возрастают: «рыбак рыбака видит издалека».

Фасцинация (от англ. fascination – «очарование, обаяние») – специально организованное вербальное воздействие на поведение человека с целью формирования доверия и повышения эффективности воздействия информации.

Фасцинация возникает благодаря приятному тембру голоса, ритмически организованной и выразительной речи, особому подбору лексических и синтаксических средств.

Наименьшая интенсивность фасцинации достигается при монотонной речи, максимальная – при декламации, пении. Интонационный строй речи может быть удивительно завораживающим.

Эмоциональное воздействие на слушателей оказывают и особые языковые средства. Они подробно рассматриваются в литературе по риторике, стилистике и культуре речи, поэтому ограничимся лишь их перечислением.

Важнейшими лексическими средствами являются: эпитет (образное определение), олицетворение (одушевление неодушевленного), гипербола (образное преувеличение), литота (образное преуменьшение), сравнение, метафора (перенос свойств одного предмета на другой), фразеологизмы и др. Синтаксические средства (фигуры речи): риторический вопрос, повтор (анафора и эпифора), антитеза (противопоставление), риторическое восклицание и др.

Впервые увидев человека, мы склонны приписывать ему некие черты, соотносить с определенным стереотипом. К примеру, людей, носящих очки, считают умными, человека в строгом классическом костюме чаще всего воспринимают как серьезного, делового.

В психологии под социальным стереотипом (от греч. stereos – «твердый» + typos – «отпечаток») принято понимать упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный, устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей.

Стереотипы существенно облегчают восприятие, задают критерии для оценок, ориентируют в социальных ценностях. Они также лежат в основе общего взгляда людей на различные проблемы и создают благоприятную почву для взаимопонимания. Несмотря на то, что социальные стереотипы являются результатом жизненного опыта, они представляют собой чрезмерно обобщенные представления, которые в ряде случаев не подтверждаются. Они сужают наше восприятие, формируют неточное, иногда даже ложное мнение.

Рассмотрим некоторые примеры наиболее устойчивых социальных стереотипов, влияющих на восприятие человека.

Гендерные стереотипы:

·     женщины – слабый пол;

·     женщина не может быть руководителем;

·     мужчины – сильный пол.

 

Возрастные стереотипы:

·     все дети – чисты душой;

·     все подростки – «трудные»;

·     старый – значит мудрый.

 

Этнические стереотипы:

·     прибалтийцы – медлительны;

·     англичане – консервативны;

·     японцы – трудолюбивы.

 

Психологи описывают несколько стереотипных эффектов, вызывающих специфические искажения и ошибки восприятия, которые необходимо учитывать при формировании имиджа.

1)       Эффект первичности. Состоит в том, что информация, поступившая первой, автоматически воспринимается как более убедительная.

Если первое впечатление о человеке благоприятно, то дальнейшее его поведение переоценивается, его ошибки не замечаются. Негативное первое впечатление, напротив, направляет внимание в сторону отрицательных черт личности. При публичном выступлении, деловой беседе, на переговорах необходимо тщательно продумывать порядок предоставления информации: наиболее позитивную и значительную предоставлять в самом начале.

 

2)       Эффект ореола (гала-эффект). Проявляется в искажающем влиянии эмоционально заряженной информации на наше восприятие.

Так, если мы получаем волнующую нас информацию о человеке, к примеру, до нас доходят слухи о его недостойном поступке, то у нас формируется отрицательное отношение к нему, занижающее его реальные качества. Учитывая эффект ореола, необходимо следить за тем, кто и как вас представляет окружающим, на каких качествах акцентирует внимание аудитории.

 

3)       Эффект новизны. Все новое и неожиданное, с одной стороны, приводит нас в замешательство, с другой – сильнее привлекает внимание и лучше запоминается. Эту особенность восприятия можно использовать для подчеркивания в деловом имидже ваших преимуществ.

4)       Эффект социального контекста. Здесь следует вспомнить, что человек на фоне положительной группы или позитивных событий воспринимается с гораздо большей симпатией. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», – гласит пословица. Социальное окружение делового человека во многом формирует его репутацию. Также наша привлекательность заметно возрастает в глазах людей и тогда, когда мы окружаем себя красивыми вещами.

5)       Эффект бумеранга. Люди склонны относиться к человеку так, как он сам относится к ним. Если человек ведет себя доброжелательно, демонстрирует внимание и уважение к собеседнику, делает комплименты, то с большой вероятностью вызовет добрые чувства в ответ.

6)       Эффект повторения. Суть его в том, что часто повторяемое воспринимается как привычное, близкое, вызывающее доверие, а все новое и слишком необычное первоначально вызывает напряжение и сопротивление.

 

Е.В. Змановская отмечает, что все перечисленные эффекты стереотипизации участвуют в процессе формирования имиджа отдельного человека. Они активизируются в условиях дефицита информации. В свою очередь, уже сформированный имидж выступает в роли «некой изначальной готовности людей воспринимать конкретного человека/группу людей вполне определенным образом»[5].

Прежде чем демонстрировать свои деловые качества окружающим, необходимо выработать представление о себе. Для этого специалисты в области имиджелогии советуют начать с познания и принятия себя, формирования «Я-концепции».

Я-концепция (по Р. Бернсу) – совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с его отношением к себе или к отдельным своим качествам.

Как указывают психологи, положительная «Я-концепция» определяется тремя факторами: твердой убежденностью в том, что вы импонируете другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости.

«Я-концепция» – это не только описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. На самооценку влияют собственное мнение индивида о себе, суждения других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты. Самооценка не постоянна, она изменяется в зависимости от обстоятельств.

Важную роль в формировании самооценки играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я – представлением о том, каким человек хотел бы быть. Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Для формирования адекватной самооценки целесообразно проанализировать свои сильные и слабые стороны, описать «Я реальное» (представление о своих деловых качествах на текущий момент) и «Я идеальное» (представление о том, каким деловым человеком вы хотели бы стать).

 

1.  Всегда ли имидж является точным отражением его носителя?

2.  Что представляет собой стереотип и каковы его основные виды?

3.  Какова роль социального стереотипа в формировании имиджа?

4.  Что такое «Я-концепция»?

5.  Чему способствует работа личности над «Я-концепцией»?

 

 

Основная литература:

1.  Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. – М.: Омега-Л, 2009. – 266 с.

 

Дополнительная литература:

1.  Змановская Е.В. Руководство по управлению личным имиджем. – СПб.: Речь, 2005. – 144 с.

2.  Леви В.Л. Искусство быть другим. – М.: Знание, 1977.

3.  Леви В.Л. Искусство быть собой. – М.: Знание, 1977. – 208 с.

4.  Перелыгина Е. Б. Психология имиджа. – М.: Аспект-Пресс, 2002. — 223 с.

5.  Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. – М.: Народное образование, 2002. – С. 102–116.

 

Интернет-ресурсы:

 

Наименование портала

(издания, курса, документа)

Ссылка

1.  

Глава I. Имиджелогия: сущность и специфика учебного предмета.

Теоретические аспекты самопрезентации (Апраксина М.В.).

Глава II. Технология имиджирования: позиционное представление самопрезентации.

Часть 1.

Я-концепция (Титова Н.С.).

http://evartist.narod.ru/text9/19.htm

2.  

На сайте Академии имиджелогии вы сможете получить представление о таких понятиях, как деловой имидж, имиджелогия, имиджмейкинг.

http://www.academim.narod.ru/

3.  

На сайте опубликована книга A.A. Альтшуллера «Имидж и самопрезентация в бизнесе», которая расскажет вам о составляющих имиджа, создании первого впечатления.

http://lib.rus.ec/b/308769/rea

 

 

Задание 1.

Установите соответствие между определениями и терминами.

 

1. Эффект проявления симпатии к внешности человека и желания с ним общаться.

а) Эффект бумеранга

2. Эффект пробуждения внимания и интереса у партнера при передаче вербальной (словесной) информации.

б) Аттракция

3. Эффект, состоящий в том, что если человек ведет себя доброжелательно, демонстрирует внимание и уважение к собеседнику, то с большой вероятностью вызывает добрые чувства в ответ.

в) Эффект ореола

4. Эффект, при котором эмоционально заряженная информация об объекте определяет его восприятие.

г) Фасцинация

 

Задание 2.

Прочтите описание экспериментов из книги С.С. Степанова[6]. Назовите «эффект восприятия», который сработал в каждом случае.

1.  В ходе исследования Р. Нисбета и Т. Вильсона студенты в течение получаса общались с новым преподавателем, который с одними испытуемыми вел себя доброжелательно, с другими отстраненно, подчеркивая социальную дистанцию. После этого студентов просили оценить преподавателя по ряду характеристик. Результаты оказались однозначными. Оценки преподавателя доброжелательного оказались значительно выше, чем оценки «холодного».

2.  Молодым людям было предложено оценить очерк, написанный женщиной, причем к тексту прилагался ее портрет. В одних группах испытуемых использовался портрет женщины с привлекательной внешностью, в других – портрет «дурнушки». Более высокие оценки получил очерк красивой женщины.

 

Задание 3.

Приведите примеры стереотипов восприятия, влияющих на формирование имиджа. Заполните таблицу.

 

Вид стереотипа

Пример

возрастной

подростки – «трудные»

__________________________________

__________________________________

 

профессиональный

психологи «видят людей насквозь»

__________________________________

__________________________________

 

 

 

Вопросы для изучения:

1.  Принципы имиджирования.

2.  Стратегии формирования персонального делового имиджа.

3.  Технологии имиджирования.

 

Изучив данную тему, студент должен:

знать:

·     на какие принципы необходимо опираться в процессе создания персонального делового имиджа;

·     стратегии формирования имиджа;

·     технологии формирования имиджа;

 

уметь:

·     проектировать персональный деловой имидж;

·     оценивать себя и окружающих с позиций эффективного имиджа;

 

развивать навыки:

·     самоимиджирования.

 

Основные понятия:

·     имиджмейкинг;

·     самоимиджирование;

·     позиционирование;

·     принципы имиджирования;

·     стратегии формирования имиджа:

o  универсальный имидж;

o  целевой имидж;

o  «креативный взрыв».

 

·     технологии имиджирования.

 

Теоретический материал

 

Мотивы создания имиджа могут быть связаны со стремлением личности к гармонии с собой и окружающим миром, с самореализацией и самосовершенствованием, с желанием оказывать влияние на окружающих для достижения личных и профессиональных целей.

Деловой человек может самостоятельно формировать собственный имидж – заниматься самоимиджированием, может обратиться к профессионалам имиджмейкинга.

Имиджмейкинг (от англ. image making «делать имидж») – профессиональная деятельность по созданию имиджа, обладающего заданными свойствами, а также преобразованию существующего имиджа для достижения поставленных целей[7].

Успешное самоимиджирование предполагает знание исходных психолого-педагогических принципов, обусловливающих его. В качестве таковых Е.В. Змановская выдвигает результативность, управляемость, позитивность, гармоничность[8].

Результативность. Деловой имидж должен быть ориентирован на реализацию определенных целей и соотноситься с задачами профессиональной деятельности.

Управляемость. Важно не только спроектировать образ на основе изучения своих личностных качеств и профессиональных требований, но и отслеживать впечатление, которое вы вызываете у аудитории, и постоянно корректировать имидж.

Позитивность. Необходимо подчеркивать достоинства и преимущества человека, высвечивать положительные качества, хотя некоторые публичные люди вызывают интерес к своей персоне через эпатаж и скандал. Однако и такой подход может быть успешным, особенно в сфере политики и шоу-бизнеса.

Гармоничность. Важно, чтобы имидж адекватно отражал личностные качества человека, строился на его системе ценностей. Если этого не происходит, то имидж становится маской. Как правило, и сам человек не ощущает гармонии с самим собой, и партнеры по общению чувствуют себя обманутыми, вследствие чего снижается доверие аудитории.

В основу формирования имиджа также могут быть положены принцип повторения и непрерывного усиления воздействия. Эти принципы учитывают особенности восприятия человека. То, что часто повторяется, осознается как привычное, близкое, вызывающее доверие. Постепенное наращивание влияния воспринимается более позитивно, чем взрывное.

Создание имиджа делового человека, как правило, осуществляется в три этапа:

1)       Проектирование желательного имиджа с учетом личных целей и особенностей аудитории, с которой вы будете взаимодействовать.

2)       Реализация желательного имиджа в профессиональной деятельности.

3)       Получение обратной связи, анализ, корректировка образа и дальнейшее развитие.

 

На первом этапе необходимо определить имиджевые цели и стратегию имиджирования. Исходя из особенностей аудитории имиджа можно выделить следующие стратегии его формирования:

·     стратегия создания универсального имиджа, ориентированного на широкие группы общественности;

·     стратегия целевого имиджа, направленного на конкретную группу общественности с ее интересами, ценностями, идеалами;

·     стратегия «креативный взрыв», при которой носитель образа нарушает некоторые социальные нормы, удивляет общественность.

 

Стратегия универсального имиджа предполагает создание имиджа на основе социальных стереотипов и общественных идеалов. Универсальный имидж – это воплощение таких общечеловеческих ценностей, как трудолюбие, добропорядочность, стремление к сотрудничеству, патриотизм и т.д. Внешне универсальный имидж выражается в строгом соблюдении делового этикета, классическом стиле одежды.

Стратегия целевого имиджа ориентирует на формирование имиджа с учетом ожиданий конкретных социальных групп.

Стратегия «креативного взрыва» строится на разрушении стереотипов, выходе за рамки общепринятых норм.

Далее следует выбрать технологии имиджирования.

А.Ю. Панасюк называет технологии имиджирования «психотехнологиями», под которыми понимает «правила психологического воздействия на людей для формирования у них определенного мнения в отношении определенного объекта»[9].

В зависимости от того, каким образом аудитория имиджа получает информацию об объекте, автор выделяет два пути формирования мнения о нем:

·     на основе прямой информации об объекте, то есть исходящей непосредственно от объекта. Например, человек сознательно использует определенные жесты в публичном выступлении;

·     на основе косвенной информации об объекте. К примеру, о кандидате в депутаты размещают статью в одном из изданий.

 

В.М. Шепель предлагает технологию создания индивидуального имиджа, которая представляет собой ряд направлений деятельности, подчиненных цели имиджирования[10].

·     Формирование «Я-концепции» – психологическая подготовка.

·     Фейсбилдинг (от англ. face-building – букв. «строительство лица») – коррекция лица с помощью правильно подобранных прически и макияжа.

·     Подбор одежды и аксессуаров.

·     Работа над выразительностью тела (походка, позы, мимика, жесты).

·     Совершенствование коммуникативной тактики.

·     Работа над речью, развитие ораторского мастерства.

·     Повышение обаяния личности, «флюидного излучения».

 

Для продвижения имиджа специалисты в области паблик рилейшнз рекомендуют использовать такую технологию, как позиционирование.

Позиционирование – помещение носителя имиджа в благоприятную информационную среду.

Позиционирование предполагает ответы на вопросы: кто вы, какой вы и чем отличаетесь от других, чем вы полезны аудитории имиджа? Позиционирование можно представить как выделение в образе носителя тех характеристик, в которых наиболее заинтересована общественность.

 

1.  Каковы основные принципы создания делового имиджа?

2.  Какие этапы предполагает процесс формирования имиджа?

3.  В чем специфика универсальной, целевой стратегии, стратегии «креативный взрыв» при создании делового имиджа? Приведите примеры.

4.  Из каких элементов, как правило, складывается технология создания имиджа?

5.  С помощью каких приемов можно продвигать индивидуальный имидж? Приведите примеры.

 

 

Основная литература:

1.  Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. – М.: Омега-Л, 2009. – 266 с.

 

Дополнительная литература:

1.  Змановская Е.В. Руководство по управлению личным имиджем. – СПб.: Речь, 2005. – 144 с.

2.  Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж. – М.: Дело, 2001. – 240 с.

3.  Панфилова А.П. Имидж делового человека. – Спб.: ИВЭСЭП,
Знание, 2007. – 490 с.

4.  Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер. – СПб.: Алетейя, 2001. – 256 с.

5.  Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. – М.: Народное образование, 2002. – С. 95–98, 347–363.

 

Интернет-ресурсы:

 

Наименование портала

(издания, курса, документа)

Ссылка

1.  

Глава I. Имиджелогия: сущность и специфика учебного предмета.

Теоретические аспекты самопрезентации (Апраксина М.В.)

Глава III. Многообразие проблем имиджелогии.

Имидж-стратегия (Футин В.Н.).

Имидж семьи (Сидоренко С.В.).

Имидж-информация в Интернете (дайджест) (Горин М.А.).

http://evartist.narod.ru/text9/19.htm

2.  

На сайте Академии имиджелогии вы сможете получить представление о таких понятиях, как деловой имидж, имиджелогия, имиджмейкинг.

http://www.academim.narod.ru/

3.  

Лига Профессиональных Имиджмейкеров. В разделе «Деловая информация», вы получите доступ к рубрикам на тему «Имидж».

http://image.intereconom.com/

 

 

Задание 1.

Анализ источников имиджирующей информации (адаптированный практикум Д.В. Минаева)[11].

Цель: активизировать использование источников информации, влияющих на формирование делового имиджа.

1.  Определите стандартные источники информации (минимум 5), оказывающие существенное влияние на формирование вашего делового имиджа.

2.  Для оценки влияния различных источников на вашу известность проанализируйте, каким образом преподаватели, однокурсники, работодатель, или руководство вуза могут узнать о вас.

3.  Оцените и потенциальную важность каждого источника с точки зрения его вклада в формирование имиджа. Такую оценку можно осуществить по 5-балльной шкале.

4.  Для оценки вклада каждого источника в формирование имиджа необходимо ответить на вопрос: «Какое впечатление создает данный источник информации?» Он может создавать у получателя информации положительное, нейтральное или отрицательное впечатление. Дайте оценку по шкале:

 

Балл

Характеристика впечатления

2

Очевидно положительное.

1

Скорее положительное, чем нейтральное.

0

Нейтральное.

-1

Скорее отрицательное, чем нейтральное.

-2

Очевидно отрицательное.

 

5.  В случае необходимости определите меры активизации недооцененных источников информации для совершенствования делового имиджа (предложите минимум 1 рекомендацию).

6.  Оценку уровня использования разных источников информации представьте в виде таблицы, ориентируясь на пример ее заполнения на с. 40.

 

Типичные источники информации, формирующие мой имидж

 

№ п/п

Источник

Важность источника информации

Оценка впечатления

Меры активизации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типичные источники информации, формирующие имидж менеджера N

 

№ п/п

Источник

Важность источника информации

Оценка впечатления

Меры активизации

1.     

Внешний вид

5

+2

 

2.     

Личная страница на сайте компании

3

+1

Раньше источник не принимался в расчет. Обновить данные на сайте.

3.     

Общение на профессиональном форуме

4

+1

Раньше источник не принимался в расчет. Выбрать для фото символическую картинку, раскрывающую характер. Подбирать интересные аргументы, факты для отстаивания своей точки зрения.

4.     

Слухи, сплетни коллег

5

-1

Контролировать процесс формирования репутации.

5.     

Деловая переписка по электронной почте

3

0

Добавить контактный телефон в подпись электронного письма.

6.     

Отчет о работе

5

0

Продумать иллюстративные материалы для отчета (график, диаграмму).

 

Задание 2.

Приведите не менее 3-х примеров каждого вида информации, влияющей на формирование имиджа (по А.Ю. Панасюку). Заполните таблицу.

 

Вид имиджирующей информации

Пример

Прямая

Внешний вид человека

__________________________________

__________________________________

__________________________________

 

Косвенная

Отзывы клиентов, размещённые в портфолио делового человека

__________________________________

__________________________________

__________________________________

 

 

 

Вопросы для изучения:

1.  Принципы коррекции лица с помощью прически и макияжа.

2.  Цветовой тип внешности и подбор цветовой гаммы.

3.  Правила коррекции фигуры с помощью силуэта и цвета.

4.  Стилевое решение образа: личные предпочтения и требования делового этикета.

5.  Принципы формирования делового гардероба.

 

Изучив данную тему, студент должен:

знать:

·     принципы коррекции лица с помощью прически и макияжа;

·     правила коррекции фигуры с помощью силуэта и цвета;

·     принципы создания индивидуального делового стиля одежды;

·     требования этикета к внешнему виду делового человека;

 

уметь:

·     подбирать прическу и макияж в соответствии с личными особенностями внешности и требованиями этикета;

·     подчеркивать достоинства фигуры с помощью силуэта и цвета;

·     подбирать стиль одежды;

·     составлять деловой гардероб;

 

развивать навыки:

·     самоимиджирования.

 

Основные понятия:

·     принципы формирования делового гардероба;

·     стили одежды;

·     типы лица;

·     типы фигуры;

·     цветовой тип внешности (колорит);

·     дресс-код.

 

Теоретический материал

 

Гармоничный внешний облик предполагает отражение внутреннего мира человека. С помощью правильно сформированного визуального имиджа деловой человек может представлять общественности свои личностные и профессиональные качества. Опрятный внешний вид, сдержанные цвета одежды, часы, записная книжка продемонстрируют организованность и ответственность, серьезность намерений.

Для того чтобы подчеркнуть красоту лица, необходимо правильно подобрать прическу. Для женщин немаловажным является грамотно нанесенный макияж.

Различают шесть основных типов лица: овальное, круглое, треугольное, прямоугольное, квадратное, трапециевидное. Овальное лицо принято считать идеальным для моделирования любых причесок. Остальные типы лица приближают к овальному путем визуальной коррекции с помощью прически.

Стилисты не рекомендуют прическу типа каре и прямой пробор обладателям круглого лица, поскольку это визуально расширит его. Основное внимание должно быть направлено на то, чтобы создать видимость слегка вытянутого лица, близкого к овальному. Этого удается достичь с помощью высокой прически с прямой или косой челкой или длинных прямых волос до плеч.

При нанесении макияжа используются два тона румян и пудры. На боковые поверхности лица наносят темные тона, а центральную часть высветляют, чтобы зрительно сузить его.

Для квадратной формы лица предпочтительны прически с асимметричной формой или волнистыми прядями, обрамляющими лицо, что поможет сгладить угловатость. Чтобы зрительно немного вытянуть лицо, необходимо придать волосам дополнительный объем на макушке.

При накладывании макияжа более темный фон используется на «углах», а центральный овал делают светлее. Следует избегать резких линий при подчеркивании бровей, глаз, губ.

Прямоугольное лицо из-за высокого лба и длинного подбородка выглядит узким. Наиболее удачными для него являются прически с объемом по бокам, длинная густая челка до бровей.

Макияж предполагает нанесение светлого тона на все лицо и более темного вдоль линии роста волос на лбу и на кончике подбородка.

Для треугольного лица характерны широкие скулы и узкий подбородок. Можно рекомендовать прически с объемом от линии скул до плеч, возможны локоны на макушке, легкий начес или высокая прическа в сочетании с прямой челкой.

При наложении макияжа слегка затемните кончик подбородка, углы лба и выступающие части скул.

При трапециевидной форме лица подбородок выглядит тяжелым. Чтобы зрительно уравновесить верхнюю и нижнюю части лица, рекомендуется пышная прическа чуть короче подбородка с челкой любой формы.

Макияж должен быть направлен на то, чтобы акцентировать внимание на верхней части лица (глаза, брови), слегка затемнить выступающие части скул.

При выборе цвета и силуэта делового наряда необходимо исходить из природных данных внешности: типа фигуры («треугольник», «прямоугольник», «круг» и т.д.), цветового типа внешности (светлый, глубокий, теплый, контрастный, холодный, мягкий колориты).

Цвет одежды, оттеняя лицо, может подчеркнуть его природную красоту или сделать тусклым, невыразительным. В связи с этим важно определить свой цветотип внешности и в соответствии с ним правильно подобрать цвета одежды, чтобы они гармонировали с цветом вашей кожи, глаз и волос.

Для определения цветотипа внешности можно использовать классификацию, основанную на системе А.Г. Манселла, в соответствии с которой выделяют шесть природных колоритов: светлый, глубокий, теплый, контрастный, холодный и мягкий. Цвета по тону, яркости и насыщенности соотносятся с кожей, глазами, волосами[12].

Представителям светлого колорита (см. презентацию «Цветовой тип внешности) лучше всего подходят светлые и средней насыщенности цвета, вместо черного лучше использовать серо-коричневый, цвет какао.

Чтобы облик был гармоничным, представителям глубокого колорита (см. презентацию «Цветовой тип внешности) следует носить насыщенные цвета, темные оттенки. Черный лучше сочетать с каким-либо ярким цветом.

Теплый колорит (см. презентацию «Цветовой тип внешности) будет лучше выглядеть в цветах средней насыщенности, чем в светлых или темных, выгодно оттенят внешность теплые (с желтым полутоном) цвета.

Во всех цветах, который носят представители холодного колорита (см. презентацию «Цветовой тип внешности), должен присутствовать холодный (синий) полутон, необходимо выбирать цвета средней и глубокой насыщенности.

На представителях контрастного колорита (см. презентацию «Цветовой тип внешности) гармонично будут смотреться контрастные сочетания светлого и темного. Наряд в нейтральной серой или коричневой гамме следует оживлять яркими оттенками.

Представителям мягкого колорита (см. презентацию «Цветовой тип внешности) следует одеваться равномерно по тону, с незначительным контрастом, выбирать цвета средней насыщенности.

В одном наряде рекомендуется использовать не более трех цветов и их оттенков.

 

Правила коррекции фигуры с помощью силуэта и цвета

 

Секрет одежды, которая вам подходит, в том, что она помогает создать правильные пропорции, скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства фигуры.

Задумывались ли вы над тем, каков ваш силуэт? Посмотрите на себя в зеркало беспристрастным взглядом. Угадывается ли в вашем силуэте какая-нибудь из форм: треугольник, прямоугольник, круг и т.п. (см. рис. 1 – 2)?

 

 

Рис. 1. Типы мужской фигуры

 

«Перевернутый треугольник»: плечи заметно шире бедер.

Мужчинам такого типа обязательно стоит подчеркивать фигуру при помощи облегающих, порой нарочито зауженных предметов гардероба. Идеально будут сидеть на такой фигуре вещи, которые имеют четкую линию талии.

Костюм для фигуры типа «треугольник» – прямые или зауженные брюки и двубортный или однобортный пиджак с одной или двумя шлицами. Подойдут рубашки с заниженным уровнем плеча, свитеры длиной до талии с V-образным вырезом или под горло, узкие прямые классические джинсы.

Следует избегать мешковатой или слишком свободной одежды. Стоит отказаться от круглых элементов в крое одежды – округлые вырезы, края пиджаков.

«Прямоугольник»: плечи и бедра одинаковой ширины.

Мужчинам этого типа лучше придерживаться классических силуэтов. Не рекомендуется носить вещи как чересчур плотно обхватывающие фигуру, так и слишком объемные. Костюм лучше выбирать слегка укороченного кроя, удлиненные громоздкие пиджаки уменьшат рост и сделают фигуру более массивной.

Для такой фигуры понадобится небольшая корректировка – зрительно увеличить плечи. Для этих целей подойдет двубортный или однобортный слегка приталенный пиджак без шлиц или с одной шлицей, можно с подплечниками. Брюки лучше выбирать прямые, свободные, со стрелками и одним защипом, рубашку – зауженную книзу, свитеры – с горизонтальными рисунками, V-образным вырезом, прямые, свободные джинсы. Следует избегать широких лацканов на пиджаках, вертикальной полоски в верхней части фигуры.

«Круг»: округлые плечи, выступающий живот.

Силуэт мужчины типа «круг» несколько тяжеловат в нижней части, но это можно исправить с помощью одежды. Прежде всего, это вещи простого свободного кроя преимущественно темных цветов, которые зрительно помогают скрыть полноту. Белый верх и темный низ – идеальное цветовое сочетание для мужчин типа «круг». Также мужчинам с фигурой этого типа подойдут пиджаки и брюки с использованием четких вертикальных линий как в силуэте, так и в орнаменте, одежда в вертикальную полоску.

Выбирайте однобортный пиджак без шлиц или с одной шлицей сзади, с естественным плечом и лацканами средней ширины, подойдут свободные свитеры навыпуск, прямые свободные брюки без стрелок, свободные прямые джинсы.

Не стоит злоупотреблять пестрыми тканями, массивными деталями, широкими ремнями. Пиджак и свитер не должны быть слишком длинными. Лучше выбирать жесткие фактуры ткани, они придают стройность и четкие формы фигуре.

Женщинам необходимо придерживаться следующих рекомендаций (см. рис. 2).

 

 

Рис. 2. Типы женской фигуры

 

«Треугольник»: узкие плечи, широкие бедра.

Все детали одежды должны подчиняться правилу: изгиб, а не прямая линия. Вам подойдет одежда, облегающая фигуру до бедер, которая постепенно расширяется книзу. Акцентируйте внимание на верхней части тела, а плечи должны быть уравновешены с бедрами с помощью подплечников на блузках, пиджаках, платьях. Используйте вырезы и воротники, оптически расширяющие плечи, контрастные клапаны на нагрудных карманах. Украшения и шарфы, подчеркивающие шею и плечи: броши, цепочки, узорные платки и т.п. Избегайте контрастных цветов для верха и низа, широких поясов – они слишком сильно подчеркнут разницу в объеме талии и бедер.

«Песочные часы»: узкая талия, одинаковый объем груди и бедер.

Линия кроя должна повторять линии фигуры. Акцентируйте внимание на вашей талии с помощью пояса со всевозможными аксессуарами, платья, в котором декоративные элементы проходят по линии талии. Вам подойдут узкие платья с юбкой годе. Избегайте слишком прилегающих фасонов, четких узоров на тканях типа ярких полос, клетки и геометрических мотивов.

«Овал»: приблизительно одинаковый объем талии, груди и бедер с плавной линией.

Если объем вашей груди и талии примерно одинаков и наиболее округлая у вас – средняя часть туловища, сделайте акцент на ногах или выделите лицо. Вам необходимо зрительно удлинять вашу фигуру продольными вертикальными швами, линиями и отделками, также разделение цветов по вертикали способствует заданной цели. Крой одежды должен быть простым, без лишних деталей. Оптимальная длина верхней одежды (футболка, блуза, жакет и т.д.) – середина бедра. Носите комплекты из длинных прямых жакетов с юбками длиной до колена, простые брюки прямого и узкого фасона или сужающиеся книзу, ниспадающие туники из легких тканей. Избегайте фасонов с отрезной талией и поперечными рисунками, броских декоративных элементов на линии талии.

«Прямоугольник»: приблизительно одинаковый объем талии, груди и бедер.

В одежде должны присутствовать четкие геометрические линии, это может быть как рисунок на ткани, так и швы, соединяющие детали одежды. Талия на платье не должна быть резко обозначена. Носите блузки, свитера, жакеты с завышенной линией талии, а брюки и юбки – с заниженной линией талии. Предпочтительнее фасоны одежды с такими комбинациями цвета, где верх и низ имеют разную окраску. Если вы хотите зрительно увеличить объем груди и бедер, носите платья с пышной юбкой и лифом.

«Перевернутый треугольник»: плечи и бюст шире бедер.

Старайтесь уравновесить вашу фигуру вертикальными полосами вверху и горизонтальными внизу. Подойдут платья с заниженной талией, непышной юбкой и рельефными швами на лифе. Носите юбки и брюки с декоративными элементами, блузки, пиджаки и пуловеры простого фасона и сдержанных цветов. Предпочтительно для верха выбирать темные оттенки, а для низа – более светлые и яркие цвета. Избегайте больших широких воротников и вырезов, накладных карманов или декоративных деталей на уровне груди, двубортных пиджаков и блузок.

«Круг»: округлые плечи, полный живот.

Одежда должна свисать с плеч, силуэт должен быть прямым, а ткани – мягкими, чтобы не создавать лишний объем, все детали должны располагаться выше линии груди и ниже линии бедер. Подойдут жакеты, кардиганы с шалевым воротником, с треугольным вырезом, блузки с простыми линиями, юбки с запáхом, расширенные или с клиньями, брюки на кулиске, без пояса. Выбирайте мягкие драпирующиеся ткани, по мере возможности отдавайте предпочтение приглушенным и деликатным рисункам. Следует избегать карманов, угловатых лацканов, ярких и броских узоров на туловище, жестких тканей.

Выбор стиля деловой одежды тесно связан со сферой занятости. Если вы работаете на административной должности, основная ставка при выборе одежды может делаться на классику, которая сдержанна, элегантна и понятна и близка любой социальной группе. Если же вы представитель творческой профессии: художник, дизайнер, криэйтор, рекламный агент, – то можно использовать и романтический и авангардный стили.

Выделяют несколько основных стилей одежды: классический, спортивный, повседневный, романтический, авангардный, фольклорный. В последние годы деление на стили становится условным – в моде появился диффузный стиль, когда костюм формируется по принципу «совмещение несовместимого».

Для классического стиля характерна сдержанность, декоративные детали отсутствуют или очень лаконичны, силуэт – полуприлегающий, что придает фигуре стройность и не выходит из моды. Ткани – шерстяные, твидовые, т.е. довольно плотные, способные держать форму. Расцветки – однотонные, клетчатые, в полоску, в горох. Обувь – на каблуке (для мужчин – чаще на широком и невысоком, для женщин – разной высоты и толщины, вплоть до шпильки, в зависимости от модных тенденций), декоративные детали минимальны или отсутствуют.

Одежда спортивного стиля, который начал формироваться с начала ХХ века, – это одежда не только для занятий спортом. Она комфортна, практична, используется для неофициальных встреч, но неприемлема для торжественных случаев. Для нее характерны свободные, прямые силуэты, наличие накладных деталей, присутствуют декоративные строчки по краю воротников, карманов и пр. Часто используется металлическая фурнитура, отделочные канты посередине рукавов или боковым швам брюк. Обувь на плоской или рифленой подошве, удобная для активного движения.

Повседневный стиль представляет собой сочетание классических и спортивных элементов. Например, полуприлегающий пиджак, белая футболка, джинсы сдержанного цвета с минимумом отделки.

Для одежды романтического стиля характерно большое разнообразие форм, сложность покроя, асимметрия, нарядность отделки. Может использоваться мех, кружево, гипюр и т.п. Этот стиль применяется в нарядной вечерней одежде, для особо торжественных случаев, в костюмах для эстрады.

Фольклорный стиль основан на использовании элементов костюма (деталей, кроя, материалов и пр.) различных народов. Фольклорный стиль чаще используется в неофициальной обстановке, хотя его отголоски можно встретить и в некоторых элементах деловой одежды (например, фактура тканей, форма аксессуаров и т.п.).

Для авангардного стиля характерно сочетание деталей, привнесенных из разных стилей, использование нетрадиционных для одежды материалов, необычное сочетание тканей с пластиком или металлом.

При создании визуального имиджа необходимо не только с помощью одежды и аксессуаров создать привлекательный внешний вид, но и учитывать при этом дресс-код.

Дресс-код (от англ. dress-code – «код одежды») – это свод правил о том, как следует выглядеть человеку в определенной ситуации.

Правила дресс-кода определяют, в каком виде необходимо появляться в офисе, на деловой встрече с клиентом, на корпоративном вечере, но не исключают при этом проявлений индивидуальности в одежде.

Дресс-код диктуется условиями работы людей. Он, как правило, вводится в организациях, работающих в сфере услуг, поскольку внешний облик сотрудников влияет на формирование имиджа фирмы, ее репутации.

Рассмотрим основные виды международного делового дресс-кода.

Business traditional (Bt) – традиционный дресс-код для работы в офисе (См. презентацию «Дресс-код в деловом общении»).

Для женщин рекомендуется рубашка (блузка) с костюмом (жакет с юбкой или брюками) или платье с жакетом. Все в строгих сдержанных цветах, полуприлегающего кроя. Закрытые однотонные туфли, колготы телесного цвета. Длинные волосы необходимо собрать. Мужчинам следует надеть костюм темного цвета, рубашку и галстук, туфли на тонкой подошве классической формы, обычно черного цвета.

Business best (Bb) – официальный дресс-код для деловых мероприятий: конференций, презентаций, важных переговоров (См. презентацию «Дресс-код в деловом общении»).

Это более нарядная одежда, чем для работы в офисе. Предполагается белая рубашка или блузка у женщин, костюм серого, синего или бежевого цвета. Белая сорочка, запонки для костюма у мужчин, возможен нагрудный платок.

Business casual (Bc) – неофициальный деловой дресс-код, более свободный, непринужденный. При строгом корпоративном дресс-коде обычно допускается по пятницам (См. презентацию «Дресс-код в деловом общении»).

Женщины могут надеть под жакет топ (закрывающий плечи), носить юбку или брюки с трикотажным верхом. Мужчинам рекомендуется пиджак спортивного кроя со строгой рубашкой, пуловер сдержанных цветов. Галстук не обязателен.

Business trip(Btr) – дресс-код деловых поездок, командировок (См. презентацию «Дресс-код в деловом общении»).

Чтобы после перелета, длительной поездки в автобусе или на поезде выглядеть достойно, необходим костюм из эластичных тканей. Верх может быть трикотажным.

Business after5 (Ba5) – дресс-код корпоративных и общественных мероприятий, которые проводятся после 5 часов вечера (См. презентацию «Дресс-код в деловом общении»).

Женщинам рекомендуется надеть модный деловой костюм, нарядную блузку или топ, дорогие аксессуары и украшения.

Мужчинам рекомендуется модный деловой костюм, нарядная рубашка, шелковый вечерний галстук (можно без него), дорогие аксессуары и украшения.

Общение бизнесмена не ограничивается только офисом, часто важные деловые вопросы решаются на вечерних приемах, культурных мероприятиях, на которых также нужно выглядеть достойно.

Рассмотрим основные типы международного светского вечернего дресс-кода.

Cocktail –дресс-код светских, праздничных мероприятий, развлечений, проводимых до 8 часов вечера (См. презентацию «Дресс-код в деловом общении»).

Для мужчин галстук не обязателен, костюм может быть светлого цвета, особенно в летний период. Для женщин рекомендуется коктейльное платье, юбка или брюки с нарядной блузой, небольшая сумочка.

Formal – дресс-код для особо торжественных мероприятий, вечерних приемов, премьер, гала-концертов (См. презентацию «Дресс-код в деловом общении»).

Мужчины в таком случае надевают классический однотонный костюм темно-синего или темно-серого цвета, белую рубашку и шелковый галстук неяркой расцветки, женщины – платье для коктейля или длинное платье «в пол» с маленькой сумочкой.

Black tie – официальная вечерняя одежда для торжественного приема, театральной премьеры, вручения премии или свадьбы (См. презентацию «Дресс-код в деловом общении»).

Женщинам лучше надеть платье для коктейля или длинное вечернее платье, доргие украшения. Мужчины надевают смокинг, белую сорочку, черный жилет, галстук-бабочку, черные лакированные ботинки, черные носки.

White tie – парадная вечерняя одежда для приема у президента, королевской четы, бала, вручения Нобелевской премии (См. презентацию «Дресс-код в деловом общении»).

Для женщин рекомендуется вечернее платье «в пол», перчатки или накидка на плечи, туфли на каблуках, маленькая вечерняя сумочка, драгоценности, красиво собранные волосы. Мужчины надевают фрак, с которым носят черные брюки без обшлагов с двумя шелковыми галунами по боковым швам, белый пикейный жилет с перламутровыми пуговицами, сорочку с накрахмаленной манишкой и манжетами, белый галстук-бабочку, лакированные черные туфли, черные носки.

Более строгий по сравнению с дресс-кодом уровень регламентации внешнего вида персонала – униформа. Обычно униформа выполнена в корпоративных цветах, часто указывает на функции, которые выполняет сотрудник. Например, в ресторане мы по внешнему виду легко можем узнать швейцара, администратора, повара, официанта.

Форма – самый высокий уровень регламентации внешнего вида. Необходимость ее введения диктуется спецификой деятельности, традициями, сложившимися в данной профессиональной сфере. Так, форма одежды, предметы обмундирования, снаряжения, а также знаки различия, принятые для личного состава МВД, во все времена способствовали строгому выполнению служебных обязанностей, укреплению дисциплины, позволяли различать сотрудников и военнослужащих по их чинам, званию, должностному положению.

Для создания универсального и практичного делового гардероба важна сочетаемость вещей друг с другом. Для этого при его формировании необходимо следовать определенным правилам. Ваша одежда должна:

1)       подходить вам по цвету;

2)       выгодно подчеркивать линии тела;

3)       отражать ваш характер;

4)       быть уместной. Покупайте одежду соответственно возрасту, для различных сезонов, с учетом обстоятельств общения и норм делового этикета;

5)       выглядеть современной – отражать модные тенденции.

 

При формировании гардероба специалисты рекомендуют использовать не более трех основных цветов, руководствуясь следующими принципами[13].

·     Базовые цвета – это основные цвета вашего гардероба, цвета пальто, костюмов, брюк, обуви, ремней и сумок. Нейтральные, спокойные, сдержанные, темные, они должны создавать ощущение респектабельности, профессионализма и доверительности, легко сочетаться с другими.

·     Светлые цвета – самые разбавленные цвета, которые используются для сорочек и блуз, выгодно контрастируют с темными базовыми цветами. Как ненадоедливые и неброские, светлые тона хороши для летнего делового гардероба. Кроме того, они используются в вечерней одежде.

·     Яркие базовые – широко применяются в одежде для особых случаев, повседневной и спортивной. В мужском гардеробе яркие базовые – это цвета галстуков, в женском – блуз и шарфов.

·     Акцентирующие цвета – это самые яркие цвета. Они используются для особых случаев. Это должны быть либо небольшие вещи (шарфы, топы), либо вещи на один сезон. Такие цвета считаются вызывающими для делового гардероба.

 

В деловом гардеробе нужно предусмотреть комплекты одежды для различных ситуаций делового общения, чтобы вы всегда выглядели соответственно. Одежда для работы в офисе или лаборатории – сдержанная, элегантная, максимально удобная. Для выезда к клиенту или на встречу с деловыми партнерами необходимо одеться презентабельно, чтобы у них не возникло сомнений по поводу финансового благополучия вашей компании. Кроме того, у вас должен быть хотя бы один комплект деловой одежды для торжественных мероприятий.

 

1.  Как правильно подобрать прическу?

2.  Что необходимо учитывать при подборе цвета одежды?

3.  С помощью каких средств можно подчеркнуть достоинства фигуры?

4.  Как определить стиль одежды?

5.  Каковы принципы формирования делового гардероба?

 

 

Основная литература:

1.  Найденская Н.Г. Библия стиля. Дресс-код успешного мужчины. – М.: Эксмо, 2012 – 256 с.

2.  Найденская Н.Г. Библия стиля. Дресс-код успешной женщины. – М.: Эксмо, 2012 – 256 с.

 

Дополнительная литература:

1.  Браун Л. Имидж – путь к успеху. – СПб.: Питер, 2001. – 192 c.

2.  Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. – М.: Ось-89, 2002. – 512 с.

3.  Панфилова А.П. Имидж делового человека. – Спб.: ИВЭСЭП: Знание, 2007. – 490 с.

4.  Самые важные правила сочетания цветов / сост. С. Бояринова. – М.: Астрель, 2010. – 159 с.

5.  Сорина Е.А., Сорина Н.А. Язык одежды, или как понять человека по его одежде. – М.: Гном-пресс, 2002.

6.  Хендерсон В., Хэншоу П. Цвет и стиль. – М.: Кладезь-Букс, 2006. – 192 с.

7.  Хендерсон В., Хэншоу П. Имидж и стиль. Книга для мужчин. – М.: Кладезь-Букс, 2007. – 160 с.

8.  Шепель В. М. Имиджелогия. Как нравиться людям. – М.: Народное образование, 2002. – С. 133–225, 250–277.

 

Интернет-ресурсы:

 

Наименование портала

(издания, курса, документа)

Ссылка

1.  

Глава II. Технология имиджирования: позиционное представление самопрезентации.

Часть 1.

Причёска и внешность (Лазаренко А.Г.).

Колористика – эстетика тонов (Мазепа Л.Я.).

Макияж и его доступность (Култынова И.В.).

Часть 2.

Умение выбирать и носить одежду (Масалкова Л.А.).

Тенденции современной моды (Масалкова Л.А.).

http://evartist.narod.ru/text9/19.htm

2.  

Иллюстрированная энциклопедия моды.

http://fashion.artyx.ru

3.  

Лига Профессиональных Имиджмейкеров. В разделе «Деловая информация», вы получите доступ к рубрикам на тему «Из мира моды: прически, образы, обувь, макияж».

http://image.intereconom.com/di.htm

 

 

Задание 1.

Распределите нижеперечисленные характеристики в колонки таблицы в соответствии со стилями одежды.

Яркие цвета, синтетические материалы, сдержанные цвета, свободный силуэт, полуприлегающий силуэт, натуральные ткани, накладные детали, металлическая фурнитура, однотонные расцветки ткани.

 

Классический стиль

Спортивный стиль

 

 

 

Задание 2.

Определите типы делового дресс-кода на фотографиях.

 

 

Задание 3.

Практикум «Визуальный имидж студента».

Используя материалы учебника, дополнительную литературу, ресурсы Интернета, подготовьте ваш проект формирования визуального имиджа:

1.  Определите тип лица и напишите рекомендации по подбору прически.

2.  Определите цветотип внешности и выберите для вашего гардероба основные цвета.

3.  Учитывая нормы этикета, подберите три варианта наряда (фото или рисунок) для:

·     повседневных занятий;

·     зачета и экзамена;

·     для торжественного момента (презентация, конференция, выпускной вечер).

 

Пример выполнения практикума.

 

 

 

 

Аттракция (от англ. attraction – «привлечение, притяжение») —проявление симпатии к человеку и желания с ним общаться.

Дресс-код (от англ. dress-code — «код одежды») — это свод правил о том, как следует выглядеть человеку в определённой ситуации.

Имидж (по В. М. Шепелю) — индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания.

Имиджелогия (от лат. imago — «образ» и logos — «учение», «наука») — наука, изучающая проблемы формирования и функционирования имиджа.

Имиджмейкинг (от англ. image making — «делать имидж») — профессиональная деятельность по созданию имиджа, обладающего заданными свойствами, а также преобразованию существующего для достижения поставленных целей.

Индивидуальный имидж (от англ. image, от лат. imago – «образ») – целенаправленно или стихийно формируемый у общественности, устойчивый, индивидуальный, эмоционально окрашенный образ человека.

Позиционирование — в имиджелогии: помещение носителя имиджа в благоприятную информационную среду.

Самоимиджирование — индивидуальная деятельность по созданию собственного имиджа.

Самопрезентация — намеренное и осознаваемое поведение человека, направленное на формирование определённого впечатления о себе.

Социальный стереотип (от греч. stereos — «твёрдый» и typos — «отпечаток») — упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный, устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей.

Фасцинация (от англ. fascinatio — «очарование, обаяние») — специально организованное вербальное воздействие на поведение человека с целью формирования доверия и повышения эффективности воздействия информации.

Фейсбилдинг (от англ. face-building — «строительство лица») — в имиджелогии: коррекция лица с помощью правильно подобранных причёски и макияжа.

Этикет (от франц. etiquette — «карточка») — установленный порядок поведения где-либо.

Я-концепция (по Р. Бернсу) — совокупность всех представлений индивида о себе, сопряжённая с его отношением к себе или к отдельным своим качествам.

 

 

Основная литература:

1.  Найденская Н.Г. Библия стиля. Дресс-код успешного мужчины. – М.: Эксмо, 2012 – 256 с.

2.  Найденская Н.Г. Библия стиля. Дресс-код успешной женщины. – М.: Эксмо, 2012 – 256 с.

 

Дополнительная литература:

1.       Архангельская М. Д. Бизнес-этикет, или игра по правилам. – М.: Эксмо, 2002. — 160 с.

2.       Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. — Минск: Новое знание, 2002. — 328 с.

3.       Болдуинг К. Имидж. – М., 1994.

4.       Браун Л. Имидж — путь к успеху. — СПб.: Питер, 2001. — 192 c.

5.       Венедиктова В. И. Деловая репутация: (личность, культура, этика, имидж делового человека). - М.: Ин-т новой экономики, 1996. — 208 с.

6.       Гросс К. Дж., Стоун Дж. Дресс-код. Путеводитель по деловому стилю для успешных женщин. — М.: Эксмо, 2006. — 208 с.

7.       Гросс К. Дж., Стоун Дж. Дресс-код. Путеводитель по деловому стилю для успешных мужчин. — М.: Эксмо, 2006. — 192 с.

8.       Змановская Е. В. Руководство по управлению личным имиджем. — СПб.: Речь, 2005. — 144 с.

9.       Ковальчук А. С. Основы имиджелогии и делового общения. — М.: Феникс, 2006. —251 с.

10.  Кузин Ф. А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. – М.: Ось-89, 2002. — 512 с.

11.  Леви В. Л. Искусство быть другим. — М.: Знание, 1977.

12.  Леви В. Л. Искусство быть собой. — М.: Знание, 1977 — 208 с.

13.  Панасюк А. Ю. Формирование имиджа: стратегии, психотехники, психотехнологии. — М.: Омега-Л, 2007. — 266 с.

14.  Перелыгина Е. Б. Психология имиджа. – М.: Аспект-Пресс, 2002. — 223 с.

15.  Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли по жестам. — М.: Эксмо-Пресс, 2000. — 272 с.

16.  Почепцов Г. Г. Имиджелогия. — М.: Рефл-бук, 2001. — 698 с.

17.  Почепцов Г. Г. Профессия: имиджмейкер. —СПб.: Алетейя, 2001. — 256 с.

18.  Соловьев Э. Я. Современный этикет. Деловой протокол.– М.: Ось-89, 2009. — 208 с.

19.  Сорина Е. А., Сорина Н. А. Язык одежды, или как понять человека по его одежде. – М.: Гном-пресс, 2002.

20.  Хендерсон В., Хэншоу П. Цвет и стиль. — М.: Кладезь-Букс, 2006. — 192 с.

21.  Хендерсон В., Хэншоу П. Имидж и стиль. Книга для мужчин. — М.: Кладезь-Букс, 2007. — 160 с.

Вырезы и прически к ним Вырезы и прически к ним Вырезы и прически к ним Вырезы и прически к ним Вырезы и прически к ним Вырезы и прически к ним Вырезы и прически к ним Вырезы и прически к ним