Поделки своими руками с детьми-инвалидами

Поделки своими руками с детьми-инвалидами
Поделки своими руками с детьми-инвалидами

Разделы: Внеклассная работа

Я работаю в Реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями “Золотой ключик” в школьной группе.

В группе 11 детей от 7 до 13 лет, со следующими диагнозами: задержка психического развития, легкая умственная отсталость, болезнь Дауна, фенилкетонурия, детский церебральный паралич.

Дети обучаются по коррекционным программам 1-4 классов (занятия проводят учителя из школ).

Наряду с занятиями по школьным программам, воспитателями проводятся занятия с детьми по эстетическому, нравственному, экологическому воспитанию, рисованию.

В рамках дополнительного образования в группе организованы занятия кружка “Фантазеры” (фронтальное занятие – 1 раз в неделю, индивидуальные – каждый день).

Дети выполняют поделки из бумаги, картона, кожи; работают с декоративной бижутерией, бисером, блестками, бусами, тканью, нитками.

Основной задачей обучения и воспитания детей на занятиях кружка является воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к собственным поделкам, формирование навыков работы с различными материалами.

В процессе занятий развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика, зрительно-двигательная координация, внимание, память.

Интенсивно развивается речь, обогащается словарный запас, формируется грамматический строй речи.

Достижение подобного единства представлений и трудовых навыков детей необходимо, поскольку оно лежит в основе гармонической социализации ребенка с проблемами в развитии.

Бумага, кожа, клеенка – доступный для ребенка универсальный материал нашел широкую применяемость в работе кружка. Особенно привлекает школьников возможность самим создать такие поделки, которые затем используются в играх, в инсценировках, в оформлении уголков, музыкального зала, в качестве подарков на день рождения, к праздникам своим родителям, друзьям.

Детские работы представляются на выставках в детской библиотеке.

Через различные действия с бумагой, кожей, картоном, клеенкой с применением разных способов и приемов, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, подчеркивать красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке свое рабочее место.

Дети овладевают навыками и культурой труда.

Работая с бумагой, кожей, клеенкой, декоративными аксессуарами и инструментами (ножницами, иголкой), дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков. Они узнают такие способы обработки, как сгибание и складывание, закрепляются приемы вырезания частей и декоративных элементов, учатся склеивать, скреплять поделки.

Дети узнают, что материал, используемый в их работе, бывает не только всевозможных цветов, но и различным по фактуре: блестящим, глянцевым, матовым, гладким, шероховатым, тонким или толстым на ощупь, плотным или рыхлым на разрыв, промокающим и водонепроницаемым.

Ребенок с ограниченными возможностями в точной последовательности выполняет задание, особенно при составлении тематических коллективных композиций, т.е. при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Для лучшего восприятия детьми преподносимого материала, занятия провожу в игровой форме. В случае повторения, использую другую игровую мотивацию.

Художественное слово нашло место как в предварительной работе, так и на занятиях. Читаю произведения К. Паустовского, И. Соколова-Микитова, Т. Скребницкого, Н. Сладкова, И. Толмаковой, В. Бианки, М. Пришвина, Е. Чарушина о природе и животных.

Работая над темой “Дракоша на прогулке”, учим Дракошу говорить добрые слова через знакомство с художественными произведениями О.Дриз “Добрые слова”, А Кондратьев “Доброе утро”, “Доброй ночи”, “Доброго пути”.

Использую занимательный материал, который помогает развивать логическое мышление: загадки, потешки, стихотворения.

Например, дети узнали, что слово “медведь” произошло от слов “мед” и “ведать”, т.е. он ведает, где лежит мед. Такие понятия очень интересны детям.

На занятиях по экологическому воспитанию мы наблюдаем за явлениями природы, говорим о среде обитания птиц, животных, растений.

В процессе трудовой деятельности особое внимание уделяется нравственному воспитанию. В первую очередь дети учатся взаимопомощи друг другу, взаимопониманию, заботе, вниманию.

Дети гордятся своими работами, что позволяет им испытывать ситуацию успеха.

Художественный труд имеет огромную значимость для познавательного и личностного развития ребенка, коррекции имеющихся отклонений.

В процессе занятий создаются условия для формирования у детей внимания, восприятия, памяти, речевой деятельности, воображения, личностных становлений и социализации проблемных детей.

Конспекты занятий

Тема “Цветочная поляна”

Цель:

учить детей выполнять сюжетную коллективную работу с использованием смешанных техник.

Программные задачи:

Учить детей выполнять поделки из картона, цветной бумаги, блесток.

Учить видеть в материале сходство с отдельными частями бабочки: крыльями, головой, туловищем.

Учить использовать сочетания цветов и оттенков для передачи выразительности предмета (бабочки).

Развивать мелкую моторику рук: составлять узор из блесток, правильно располагать и наклеивать их, правильно держать и использовать в работе ножницы, кисть, карандаш.

Учить располагать предметы (бабочек) в пространстве заданного формата.

Формировать умение работать аккуратно и доводить начатую работу до конца.

Учить объективно оценивать результаты своего труда и труда товарищей.

Форма проведения

Фронтальные занятия (3)

Индивидуальные занятия

Время выполнения работы – две недели.

Предварительная работа

Экологическое воспитание (беседа): виды бабочек, образ жизни, среда обитания, способ размножения.

Художественная литература: Н. Сладков “Лимонница”, “Капустница”, “Крапивница”, загадки, ребусы, грамматическая арифметика.

Дидактические игры: “Цветные фоны”, “Назови бабочку”.

Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая и кистевая гимнастика.

Рассматривание предметных и сюжетных иллюстраций о бабочках.

Подбор фона для объектов изображения.

Оборудование:

обои, картон, цветная бумага, пайетки (блестки), клей, клеенка, кисть, простой карандаш, салфетка.

Выход темы.

Подарки мамам ко Дню матери.

Выставки детского творчества.

Тема “Дракончик на прогулке”

Цель: учить детей выполнять коллективную фигурную композицию из бисера.

Программные задачи

Учить выполнять изображение “динозаврика” с использованием изученных примеров работы с картоном.

Учить сочетать в одном изображении предмета несколько оттенков зеленого цвета (бисер).

Учить приему выкладывания рядов бисера иголкой на клеевую поверхность деталей.

Развивать планирующую и регулирующую функции речи в процессе изготовления поделки.

Совершенствовать мелкую моторику рук.

Форма проведения

Фронтальные занятия (3)

Индивидуальные занятия

Предварительная работа

Экологическое воспитание:

рассматривание энциклопедии “Мир природы” (О динозаврах)

Художественная литература

Д.Биссет “Забытый День Рождения”, глава “Дракончик Эндрыо”; О. Дриз “Добрые слова”;

А. Кондратьев “Доброе утро”, “Доброй ночи”, “Доброго пути”.

Загадки о растениях леса

Дидактическая игра “Девятый лишний”

Пальчиковая гимнастика

Подбор фона для объекта изображения.

Оборудование: бисер цветной, калька, картон, цветные обои, иголка, ножницы, простой карандаш, фломастеры, кисть, клей.

Выход темы

Экспозиция “Мир динозавров”

Выставка детского творчества (коллективная работа).

Тема “Летние каникулы”

Цель: закрепить с детьми приемы работы: оригами, аппликация, декоративное украшение.

Программные задачи:

Совершенствовать приемы работа с бумагой.

Развивать умение ориентироваться на свойства материалов при изготовлении поделок.

Формировать умение заранее распределять предстоящую работу по этапам, подбирая необходимые орудия и материал для выполнения работы.

Развивать планирующую и регулирующую функции речи.

Создавать положительную эмоциональную обстановку в ходе занятия.

Развивать мелкую моторику рук.

Форма проведения

Фронтальные занятия (1)

Индивидуальные занятия.

Время выполнения - I неделя.

Предварительная работа

Ознакомление с окружающим миром.

Беседа о летних каникулах.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Музыкальное воспитание

П.И. Чайковский “Времена года”

А.Вивальди “Лето”

Художественная литература

Г. Катаев “Дудочка и кувшинчик”

Б. Житков “Кружечка под елочкой”

Е.Осеева “Добрая хозяюшка”

В. Бианки “Кто чем поет?”

Дидактические игры

“Назови деток”

“Кто где живет?”

“Назови домашних животных”

Кистевая и пальчиковая гимнастика

Подвижные игры

“Через ручеек”

“Лохматый пес”

“Поймай комара”

“Солнечные зайчики”

Оборудование:

цветная бумага, пайетки (блестки), ножницы, простой карандаш, клей, кисть, обои, картон,

Выход темы

Оформление группы

Выставка детского творчества.

Тема “Бумага”

Цель: дать детям представление о бумаге.

Программные задачи:

Познакомить детей с историей бумаги.

Познакомить детей с характеристиками видов бумаги.

Учить использовать бумагу разной фактуры для создания выразительного образа.

Совершенствовать основные приемы работы с бумагой: сгибание, складывание.

Обратить внимание детей на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий.

Форма проведения.

Фронтальное занятие (1)

Предварительная работа

Экологическое воспитание:

Беседа о деревьях.

Экскурсия на сквер.

Художественная литература

Детская энциклопедия

Загадки о деревьях

Географический атлас “Мир и человек”

Дидактические игры

“Где что растет?”

“Угадай по описанию”

“Времена года”

Подвижные игры

“Падающие листья”

Практические опыты: свойства бумаги.

Оборудование:

Образцы видов бумаги

Образцы картона

Иллюстрации деревьев

Литература

  1. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

    С-Пб, изд. “Союз”, 2003 г.

  2. З.А. Богатеева Чудесные поделки из бумаги

    Москва, “Просвещение”, 1992 г.

  3. М.В. Драко Делаем 50 поделок из бумаги

    Мн: ООО “Попурри”, 2001 г.

  4. М.И. Нагибина Чудеса из ткани своими руками

    Ярославль “Академия развития” 1997 г.

  5. А.И. Савенков Волшебные ленты

    Москва, 1997 г.

  6. Игрушки из бумаги

    “Санкт-Петербург”, 1997 г.

  7. М.А. Гусакова Аппликация

    Москва “Просвещение”, 1982 г.

  8. Н.Ф. Тарловская Обучение детей школьного возраста конструированию и ручному труду

    Москва, “Просвещение”, 1994 г.

  9. Н.Н. Васильева Развивающие игры для младших школьников

    Ярославль, 2002 г.

  10. Л.В. Грушина Мастерилка/ Живые игрушки

    Москва, изд. дом “Карапуз”, 1997 г.

  11. В. Волина Занимательное азбуковедение

    Москва “Просвещение” 1994 г.

  12. Журналы “Коллекции идей” (июнь-декабрь 2003 г.)
  13. Газеты “Дошкольное образование”
Поделки своими руками с детьми-инвалидами Поделки своими руками с детьми-инвалидами Поделки своими руками с детьми-инвалидами Поделки своими руками с детьми-инвалидами Поделки своими руками с детьми-инвалидами